Визитная карта

Визитная карта

вторник, 7 февраля 2012 г.

Видел ли ЭТО Высоцкий?! Маркетинг по-Бухарски!



Столица – это прогресс? Столица – это динамика? В Столице все самое лучшее? Я с этим категорически не согласен.

Инновации не всегда бывают эффективными. Я понял это, когда побывал в Бухаре. Пожалуй, самом красивом городе Узбекистана.

Здесь нет метро, аква-парка, торговых центров и прочей атрибутики больших городов. Бухара резко контрастирует с ними (хотя и Ташкент далек от мировых стандартов мегаполиса).


В Бухаре нет раздражающей наружной рекламы на каждом шагу, сияющих витрин магазинов и безумного трафика на дорогах. Поэтому меньше всего я ожидал увидеть проявление хитрого маркетинга.

В 1-й день мы искали отель. Нас было трое - я, моя девушка и наш общий друг.

Самый выгодный вариант - снять комнату с 2-я кроватями. Зашел на reception. Менеджер согласился заселить нас втроем, но с наценкой за 3-его человека. Получилось где-то +20% от стоимости стандартного 2-местного номера. Но стоило подойти девушке с другом, как он тут же изменил свое решение.

Девушка наедине с 2-мя парнями?

Неприемлемо!

Он начал рассказывать про древние традиции, которыми живет Бухара, где особое внимание уделяют защите чести девушек. Одним словом, он подталкивал нас к тому, чтобы мы сняли отдельный 1-местный номер. Давил на нашу совесть, мол, мы должны уважать местные традиции.

Еще один интересный момент. Нам предложили сниженную цену, если мы откажемся от завтрака. Превосходно! В Ташкенте таких бонусов я не получал, хотя бронировал целые отели (занимался я и такой работой).

Но самое потрясающее, что в некоторых отелях действует два прайса. Официальный – для иностранцев. И «для своих» – дешевле в 1.5-2 раза. Вполне логично – Зачем давать отелю простаивать полупустым?


Перейдем к общепиту.

В Бухаре многие кафе расположены рядом – порой их разделяют 10-20 метров. Поэтому конкуренция довольно жесткая. Нужно как-то завлекать клиентов и не надеяться на авось.

Что делают умные владельцы? Они выгоняют поваров прямо на улицу. Те мастерски шинкуют овощи, жарят мясо в больших котлах, добавляют специи и зелень. Все это очень вкусно выглядит и еще вкуснее пахнет.

Вот я, например, не сдержался и отобедал, хотя вовсе не собирался этого делать. И не пожалел. Ничего подобного в Ташкенте просто нет. Как сейчас помню, это были нежные бухарские манты со сладкой сметанкой. Горячее мясо таяло во рту.

Что-то я отвлекся!

Кстати, этот же трюк используют на о. Бали и в Таиланде.

Только представьте, вы идете по песчаному пляжу. Рядом шелестят пальмы под теплым бризом. Ноги ласкают накатывающие волны океана. У вас романтическое настроение. И тут вы слышите притягательный запах. Идете к его источнику и видите повара, разделывающего плоды манго и кальмаров на мелкие кубики. Он бросает все это в огонь и поливает оливковым маслом. Вы начинаете захлебываться в собственных слюнях, и ваши ноги сами заносят вас в кафе.

Вот так хитрые островитяне выжимают из туристов деньги. Точно так же местные ремесленники делают сувениры прямо на улице. Туристы видят, как изготавливается каждый предмет, а потом покупают его.


Но снова вернемся в Бухару. Место действия – рынок. Здесь умеют преподносить привычные вещи по-новому. Уличные торговцы смело расхваливают свой товар во все горло.

Взять, например банан. Ну, что в нем особенного? Однако нам его презентовали, как «СверхЭнергетический фрукт перед веселым времяпрепровождением». Как вам такой намек?! На этот раз торговцы предпочли забыть про местные традиции.

От банана мы отказались. Тогда нам предложили жевательную резинку Orbit со словами «освежите дыхание, чтобы ваши поцелуи стали еще более страстными!». Тут без комментариев :))


Уверен, что увидел лишь малую часть интересного. Поэтому я намерен вернуться в Бухару в самое ближайшее время и пополнить свой арсенал продающих фишек.

Ну, а пока процитирую Петра Понамарева – К Черту все! Берите и делайте!

А вот это уже лично от меня:

< Идея без маркетинга, как красота в стране слепых – никому не нужна >

Оригинал статьи здесь (sergey-an.ru)